Как угомонить шумного соседа?
Дата публикации: 16.06.2013 г.

С сожалением приходится отметить, что законодательство, регулирующее вопросы соблюдения прав соседей в жилищной сфере, не только неэффективно, но и все более ухудшается. С одной стороны, существуют нормы, например, Федерального закона от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», в соответствии с которыми содержание жилых помещений должно отвечать санитарным правилам» (п. 3 ст. 23).

Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (п. 3 ст. 39 названного Закона). За нарушение санитарного законодательства устанавливается дисциплинарная, административная и уголовная ответственность (п. 1 ст. 55 Закона).

Но, с другой стороны, фактически эти нормы носят отсылочный характер (на нормы других федеральных законов, санитарные правила и т.п.). Что касается законодательства, к которому отсылают нормы Закона о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, то оно не соответствует потребностям граждан в этой сфере, не позволяет эффективно защищать свои права и т.п. на уровне Санитарных правил (базового документа, на основе которого определяются допустимые значения) отмечается снижение требований к уровням шумового загрязнения жилых помещений.

В настоящее время СанПиН 2.1.2.1002-00 существенно «смягчили» эти требования до неприемлемых для комфортного проживания значений. Так, теперь эти Правила устанавливают: максимальный уровень шума в помещения жилых зданий в дневное время увеличен до 55 децибел, в ночное - до 45 децибел. Негативным последствием данной неоправданной либерализации является сложность для потерпевших от шума соседей в ночное время доказать свою правоту в пограничных ситуациях: когда соседи создают шум, формально не нарушая эту санитарную норму, а при этом потерпевший в соседней квартире не может уснуть и т.п.

Изменение санитарных норм свидетельствует, что не соответствующие физиологическим и психологическим свойствам человека санитарные нормы могут нейтрализовать любые самые позитивные законы, регулирующие санитарно-эпидемиологическое благополучие населения. С принятием постановления Правительства РФ от 21 января 2006 г. № 25 «Об утверждении правил пользования жилыми помещениями» по сравнению с ранее действовавшими Правилами пользования помещениями, содержания жилого дома и придомовой территории в РСФСР, утвержденными постановлением Совета Министров РСФСР от 25 сентября 1985 г. № 415 (с изменениями от 18 января 1992 г., 23 июля 1993 г.) содержание норм о тишине также значительно ухудшилось.

Например, в соответствии с подп. «е» п. 9 Правил 1985 г. за жильцами многоквартирного дома закреплена обязанность не допускать выполнения в квартире работ или совершения других действий, создающих повышенный шум и вибрацию, нарушающие нормальные условия проживания граждан в других жилых помещениях. Пользование телевизорами, радиоприемниками, магнитофонами и другими громкоговорящими устройствами допускалось лишь при условии уменьшения слышимости до степени, не нарушающей покоя жильцов дома. С 23 до 7 часов должна соблюдаться полная тишина. Новые Правила пользования жилыми помещениями 2006 г. содержат только абстрактные фразы о том, что «осуществлять пользование жилыми помещением с учетом соблюдения прав и законных интересов проживающих в жилом помещении граждан, соседей» (п. 10, 14).

И больше ничего конкретного в федеральном законодательстве не содержится.

Правила пользования жилыми помещениями должны состоять из прикладных и конкретных норм, на основе которых участковые милиционеры или санитарно-эпидемиологическая служба смогут призывать нарушителей к порядку. Согласно ст. 23 Федерального закона от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» «жилые помещения по уровням шума и вибрации должны соответствовать санитарным правилам в целях обеспечения безопасных и безвредных условий проживания независимо от его срока». В соответствие со ст. 10 указанного Закона граждане обязаны не осуществлять действия, влекущие за собой нарушение прав других граждан на охрану здоровья и благоприятную среду обитания. В целях защиты прав при подобных правонарушениях возможно пользоваться следующим механизмом: фиксация всех подобных правонарушений, направление писем и претензий правонарушителям, а также в уполномоченные государственные органы и предъявление исков в порядке ст. 293 ГК РФ (о выселении лиц, систематически нарушающих права соседей), ст. 304 ГК РФ (негаторный иск) и т.д.

Есть вопрос? Напишите нам!